Онлайн-заявка Онлайн-заявка

Роман с камнем

ИСТОЧНИК: ГАЗЕТА «РЭСПУБЛIКА»
Опубликовано: 14 ФЕВРАЛЯ
Автор: Елена Бегунова


Керамзит как тема для дискуссии: можно ли продлить межремонтные сроки эксплуатации наших дорог

 
Сегодня только в Витебской области около 94 процентов всех дорог междугороднего и международного значения нуждаются в ремонте. Нормативные сроки давно истекли. Специалисты утверждают: в зависимости от интенсивности движения капитальный ремонт асфальтобетонного покрытия должен проводиться примерно через каждые 15 лет, текущий — через 4—5 лет. Но бывает, что дороги нуждаются в ремонте еще и раньше. Почему так получается и по какой причине конфликтуют сроки и качество, разбиралась корреспондент «Рэспублікі».

Главная задача, которую решают дорожные строители, — как продлить межремонтные сроки эксплуатации дорог.
Главная задача, которую решают дорожные строители, — как продлить межремонтные сроки  эксплуатации дорог.

Технологии устоявшиеся

Итак, РУП «Витебскавтодор» обслуживает чуть более 3 тысяч километров республиканских дорог, проходящих по территории области. Свыше 2,3 тысячи из них капитально не ремонтировались по 17 и более лет. В разговоре с ведущим инженером-технологом Евгением Рожковым мы затронули тему современных технологий и качества работ. Главный вопрос — можно ли, на его взгляд, как-то продлить межремонтные сроки эксплуатации. Евгений Геннадьевич отметил: работы обычно ведутся по прогрессивным технологиям с применением цементобетонных и асфальтобетонных смесей. Как, в принципе, и в целом по стране.

Честно говоря, словом «прогрессивным» меня не удивили. Да, новинки в технологиях разрабатываются и используются. Но по большому счету главная стратегия дорожного строительства в основе своей была такой же вчера, позавчера и даже 10 лет назад. Проектировщики планируют, строители исполняют. А потом ремонтируют. Директор ОАО «Завод керамзитового гравия г. Новолукомль» Михаил Лазарашвили имеет свою точку зрения на этот счет:
 — Сегодня наш керамзит активно используют при строительстве дорог за рубежом. Доказано, что его применение в разы повышает долговечность покрытия, предупреждает неизбежное при нынешних технологиях прогибание асфальтного полотна в будущем. Особенно на тех участках, где слабонесущее естественное основание — вблизи рек, в заболоченных и низинных местах. Да, сегодня применение таких технологий дороже традиционных методик. Но в конечном итоге намного выгоднее. Особенно использование керамзита в процессе оборудования насыпи при подъезде к мостам. Предварительная укладка здесь слоя керамзита вместо песчано-гравийной смеси способна качественно изменить основание, создать надежное гидрологическое устройство.

Директор ОАО «Завод керамзитового гравия г. Новолукомль» Михаил Лазарашвили.
Директор  ОАО «Завод керамзитового гравия г. Новолукомль» Михаил Лазарашвили. 

Михаил Гурамович уверен: нежелание проектировщиков детально изучать аналогичный зарубежный опыт во многом объясняется консерватизмом и стремлением снизить сметную (но никак не итоговую реальную) стоимость. Но ведь нужно смотреть глубже. И в прямом, и в переносном смысле этого слова. Почему в Евросоюзе такая технология популярна?

Вместе с Михаилом Лазарашвили смотрим специализированный европейский сайт. Немецкий город Ланштат. Конкретный пример с конкретным решением. Итак, за 6 лет на подъезде к мосту грунтовая насыпь просела на 1,5 метра. За это время в ходе ремонтов здесь уложили асфальт толщиной в один метр. Впоследствии все пришлось переделывать. Удалили старое основание и оборудовали керамзитовую подушку. В итоге никаких проседаний.

Инновации без апробаций
Недавно новолукомльские керамзитчики вышли с предложением на «Белгипродор», на базе которого был инициирован специальный семинар по возможностям применения белорусского керамзита и керамзитобетонных изделий в дорожном строительстве и домостроении. Собрались проектировщики, архитекторы, дорожники, руководители строительных организаций, специалисты профильных министерств, Центра поддержки предпринимательства, Института БелНИИС.

Новолукомльчане, которые выступали здесь в роли докладчиков, рассказали об уже подтвержденных преимуществах данного материала и опыте применения керамзита в Европе — Швеции, Чехии, Германии и других странах. Пообещали, что в случае необходимости смогут почти вдвое увеличить его выпуск и готовы выполнить любые технические задания — их просто нужно разработать с учетом потребностей и дорожной специфики.

Эта тема вроде бы живо заинтересовала участников форума. Специалисты «Белгипродора», которые и занимаются проектированием автомагистралей и капитальных ремонтов, признались: в белорусском дорожном строительстве керамзит пока не применялся ни разу, хотя в специальной литературе он упоминается часто. Они наслышаны о хорошей практике его использования и даже ездили по обмену опытом в Польшу, где могли в этом убедиться лично. Да, керамзит в три раза легче минеральных грунтов. Но есть еще ряд вопросов, над которыми нужно поработать. В первую очередь это касается нормативной базы, ценовой политики и прочностных характеристик материала, чтобы рассчитать всю конструкцию дорожной «одежды». Решатся эти вопросы — широкое применение керамзита будет вполне реально.

 За чем дело стало?

То есть в перечне современных отечественных строительных технологий сейчас существует явный вакуум. За рубежом, как мы говорили выше, он уже ликвидирован. Есть материал, который поможет заполнить этот вакуум и у нас. Просто нужна консолидация сил в виде совместной научно-исследовательской, практической и техническо-юридической работы соответствующих ведомств. Но кто возьмет на себя главную координирующую роль при явной вроде бы заинтересованности всех в обновлении наших дорожных стратегий — большой вопрос. Требуется создать некий штаб, силами которого будут разработаны конкретные технические задания и условия, проведены комплексные лабораторные исследования, организовано производство и реальные испытания экспериментальных конструкций. Тем более что у нас есть дорожный научно-исследовательский институт «БелдорНИИ» — ему и карты в руки.

Кстати, мировые производители сегодня разрабатывают и внедряют новые технологии использования керамзита не только в строительстве мостов, дамб и причалов, но даже получили с его помощью высокопрочный бетон для сооружения плавающей платформы на арктическом нефтяном шельфе. Еще одна интересная идея, озвученная производителями белорусского керамзита, — использование керамзитобетона для обустройства звукоизолирующих экранов вдоль крупных автомагистралей. Обычно такие конструкции быстро выходят из строя и не выполняют в полной мере своих функций. А вот если сделать их наружную часть из крупнопористого керамзита, он будет максимально поглощать и разбивать звуковую волну. Да и служат такие панели намного дольше. Возведение конструкций несложное — отдача высокая.

Но пока штаба, готового претворить идеи широкого использования отечественного строительного материала в жизнь, нет. В то же время количество дорог, нуждающихся в ремонтных работах, растет. Мы по-прежнему строим трассы и зачастую, не успев сдать в эксплуатацию, уже приступаем к сбору денег на их завтрашний ремонт.

А что думают по этому поводу в «Белгипродоре»? Главный инженер предприятия Петр Невмержицкий согласен — нужна специальная научно-исследовательская программа для детального изучения всех «за» и «против», определения экономической целесообразности. Сегодня, по его мнению, главным препятствием на пути к широкому использованию материала являются два фактора. во-первых, керамзит — это дорогостоящий заменитель практически бесплатного песка. Во-вторых, это добавка, которая вряд ли будет обладать достаточно сильной несущей способностью на участках дорог с интенсивным движением. Но опять же все это требует изучения.

Итак, два полюса — множество мнений, предположений и вопросов без ответов. Для того чтобы найти истину в узкопрофессиональном споре, прежде всего нужно все тщательно проверить на практике. Чтобы потом не сожалеть об упущенных возможностях.
наверх