Новые возможности знакомого материала.

Информационно-практический семинар «Использование керамзита и керамзитобетонных изделий в дорожном строительстве и домостроении» прошел недавно на базе ГП «Белгипродор». Его организаторами стали РУП «БелНИИС», Центр поддержки предпринимательства «Деловые идеи», оргкомитет республиканского конкурса «Лучший строительный продукт года», а также ОАО «Завод керамзитового гравия г. Новолукомль» при содействии ГП «Белгипродор». К участию были приглашены представители проектных институтов, архитектурных и дорожно-строительных организаций, профильных министерств.

Новые возможности знакомого материала

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ДБ»
Завод керамзитового гравия в Новолукомле – один из крупнейших производителей керамзита в Европе. Годовой объем производства составляет 600 тысяч кубических метров. При наличии потребности рынка он может быть доведен до 1 млн тонн год. Новолукомльский керамзит имеет СЕ-маркировку, которая дает ему право на ввоз и применение в строительстве в странах Евросоюза.
Специалисты именно этого предприятия выступили на семинаре в роли докладчиков. Начальник технического отдела Александр Дервоед рассказал об опыте применения керамзита в дорожном строительстве в Европе. Материал смотрится эффектно и красиво, имеет пористую структуру и легкий вес. При устройстве оснований дорог позволяет снижать давление на слабые грунты.
 Значимые проекты с применением керамзита реализованы в Швеции, Чехии, Германии, других европейских странах.
 Начальник испытательной лаборатории Татьяна Добровольская привела примеры составов с применением керамзитобетона высокой прочности для мостостроения и дорожного строительства. А сообщение, с которым выступил начальник цеха производства керамзитобетонных изделий Александр Литвинов, посвящалось использованию керамзитобетона в устройстве звукоизолирующих экранов на автомагистралях. Основная, несущая, часть конструкции такого экрана – плотный бетон. Наружная – выполняется из крупнопористого керамзита, который поглощает звуковую волну и разбивает ее. Конструкции из других материалов на дорогах недолговечны и требуют периодической замены. Керамзитобетонные панели служат намного дольше. Изготовление их несложно, а эффективность высока. Такие экраны можно покрывать акриловыми красками, что хорошо защищает их от загрязнений.
У представителей дорожной отрасли информация, изложенная производителями строительного продукта, вызвала немало вопросов. Обсуждение перешло в русло узкопрофессиональной дискуссии.
– Работаю в «Белгипродоре» уже 35 лет. Но в дорожном строительстве керамзит мы не применяли ни разу, – поделился впечатлениями главный конструктор управления дорожного проектирования ГП «Белгипродор» Николай Кречетников.
– Хотя в специальной литературе этот материал упоминается часто. Мы даже ездили по обмену опытом в Польшу. И там нам тоже демонстрировали конструкции земляного полотна на заболоченных участках, где применялся заполнитель из керамзита. То есть в Европе он действительно применяется. Эффект – в том, что этот материал в три раза легче минеральных грунтов. Но есть моменты, с которыми еще надо поработать. Пока применение керамзита не нашло отражения в нашей нормативной базе. Чтобы использовать его в дорожных конструкциях, надо хорошо знать прочностные характеристики материала. Без этого мы не сможем рассчитать всю конструкцию дорожной одежды. Но если этот и другие вопросы будут проработаны, применение керамзита в дорожном строительстве не составит проблемы. Материал, бесспорно, интересный, прогрессивный. С ним стоит работать.
Начальник сектора контроля качества филиала «Мостостроительное управление № 6» ОАО «Мостострой» Евгений Соболь также склонен к мысли о необходимости дополнительных исследований характеристик керамзита:
– При этом надо быть ближе к реальным условиям, а не к лабораторным. Замешивать такие бетоны на бетонных узлах, делать экспериментальные конструкции, испытывать их и потом уже применять. Если это будет работать на производстве, а не только в лаборатории, тогда керамзит можно использовать, в том числе в мостостроении. Где-то облегчать массивные конструкции, вес которых не особенно важен.
– Инициировав проведение этого семинара, мы ставили целью показать новые возможности использования уже известных материалов, – подытожил директор завода керамзитового гравия Михаил Лазарашвили.
– Керамзит – это новое для нашего дорожного строительства. С 1 июля в Беларуси появились изменения в нормативной базе, которые касаются применения засыпок. Керамзит можно использовать на проблемных участках дорог, где есть просадки грунтовой насыпи. В конечном итоге это приведет к удешевлению строительства. Мировые производители сегодня разрабатывают и внедряют новые технологии использования керамзита в строительстве мостов, дамб, причалов. Получен высокопрочный бетон для сооружения плавающей платформы на арктическом шельфе, где добывается нефть. В дорожном строительстве материал применяется как подушка, которая укладывается под дорожное покрытие и снижает риск появления оползней, деформаций, а также защищает от обледенения дорожного слоя. Введение в Беларуси нового стандарта СТБ ЕН 15 372 открывает возможности для использования керамзита в подземном строительстве, строительстве автомобильных и железных дорог, мостостроении.

Газета «Транспортный вестник» № 46 (6053) от 15.11.2018
наверх